Ерикова Надежда Борисовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга 

Ерикова Надежда Борисовна

 

воспитатель,
образование среднее профессиональное,
первая квалификационная категория

               

Архив публикаций:

 

От игры в кубики к конструированию

 

 
   
   
   
   
   
 

           Когда малышу 2-3 года...              

 

 

    Если вы действительно хотите счастья своему ребёнку, хотите, чтобы он вырос достойным гражданином общества и доставлял вам больше радости, чем огорчений, то к вопросам правильного его воспитания надо относиться очень вдумчиво и серьёзно. Каждый ребёнок рождается со своими индивидуальными особенностями, но каким он станет, в основном зависит от воспитания. Умственное развитие, особенности характера, отношение к окружающим людям и к природе – всё это наследственно не предопределено, а формируется в процессе жизни. Формирование личности начинается с периода раннего детства.

   Родители должны знать особенности развития ребёнка. Они должны не только радоваться «достижениям» своего малыша, но и критически анализировать его поступки, поведение и намечать пути дальнейшего его воспитания. Большое внимание надо уделять не только своевременному, но и всестороннему гармоничному развитию. Ребёнок должен быть физически правильно сформирован, хорошо владеть речью, которая имеет большое значение для процесса мышления, памяти, умственного развития ребёнка. Некоторые дети, например, сравнительно рано (до полутора лет) начинают хорошо говорить. Родителям это нравится, и они много читают малышу, учат с ним различные стихи, в результате чего ребёнок много и сложно говорит, но при этом он обычно почти сам не играет, становится неловким в движениях. В то же время ничего хорошего нет и в том, если ребёнок очень подвижен, быстр в движениях, но не может сосредоточенно чем-либо заниматься.

 

    При воспитании ребёнка второго – третьего года жизни главное внимание надо уделять укреплению его здоровья, культурно-гигиеническим навыкам, овладению речью, расширению знакомства с окружающим миром, развитию умения подолгу сосредоточенно заниматься и играть. Большое внимание должно быть уделено эмоциям и чувствам ребёнка, созданию у него положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. В этом же возрасте необходимо начинать нравственное и эстетическое воспитание.

     На поведение ребёнка очень большое влияние оказывает общий уклад семьи, взаимоотношения между её членами. На втором, а тем более на третьем году жизни ребёнок постоянно подражает поступкам и речи окружающих, точно, тонко воспроизводя интонации, услышанные слова. Поэтому если все члены семьи всегда спокойно и приветливо разговаривают между собой, заботливо и с уважением относятся друг к другу, бывают веселы, любят музыку, природу, всегда соблюдают порядок и необходимые культурно-гигиенические навыки, то и ребёнок легко усваивает все эти особенности поведения. Если же отец или мать разрешают себе разговаривать резко, раздраженным тоном, то очень трудно заставить сынишку или дочурку вести себя иначе, потому что в воспитании детей главное значение имеет не словесное внушение, а пример поведения близких ему людей. Поэтому родители должны заняться и самовоспитанием.

    Если ребёнок с двух-трёхмесячного возраста жил по определённому режиму, то это облегчает выполнение им режима на втором, третьем году.

    Соблюдение режима имеет большое воспитательное значение, так как приучает ребёнка к организованности, выполнению определённого распорядка. Если ребёнок изо дня в день привыкает по возвращении с прогулки раздеваться, мыть руки, есть, затем спать, то чередование всех этих режимных моментов не вызывает у него протестов. Наоборот, малейшее нарушение этого распорядка отмечается ребёнком. Вместе с тем соблюдение режима подводит ребёнка к пониманию очень важного в жизни слова «надо». При составлении режима дня ребёнка нужно учитывать научно обоснованные нормативы времени питания, длительности сна и бодрствования. Режим, который составлен с учётом всех обстоятельств, должен соблюдаться изо дня в день. Допустимы отклонения в отдельных случаях не более чем на полчаса. Надо укреплять положительное отношение ребёнка ко всем моментам режима дня. Это очень важно: такие естественные потребности, как еда, сон, при неправильном воспитании легко ослабевают. Обычно родители чаще всего жалуются на то, что ребенок плохо ест или плохо спит. И тревога их по этому поводу вполне закономерна, так как сниженный аппетит и плохой сон отрицательно сказываются на физическом развитии ребёнка и на состоянии его нервной системы. Но поскольку всего труднее искоренить уже сложившийся недостаток, нежели предупредить его возникновение, в раннем возрасте большое внимание должно быть уделено тому, чтобы не создать у ребёнка отрицательного отношения ко всем режимным моментам. При переходе от одного режимного момента к другому надо соответствующими словами и интонацией подготовить ребенка к этому переходу, создать у него определённую установку на это.

     Крепкий, спокойный, достаточный по времени сон является одним из основных условий хорошего состояния нервной системы ребёнка, его общего развития. Быстрому засыпанию благоприятствует спокойное состояние ребёнка при укладывании. Всячески надо избегать перед сном весёлых, подвижных игр. Надо помнить также о том, что ребёнок всегда радуется, возбуждается при возвращении домой близкого ему лица. Поэтому, как бы ни хотелось отцу или матери повидаться с ребёнком, если они пришли домой, когда тот уже ложится спать, лучше всего не показываться ему, не давать о себе знать.

    Укрепляет положительное отношение к укладыванию и содействует быстрому засыпанию активное участие ребёнка в процессе раздевания. Поэтому неправильно поступают те родители, которые поспешно раздевают ребёнка и для того, чтобы избежать протеста, отвлекают его всякими рассказами, а если им это не удается, то раздевают ребёнка насильно. Так поступать нельзя. Нужно помочь ребёнку самому раздеться. Если это выполнять систематически, то в возрасте двух лет ребёнок научится раздеваться самостоятельно, лишь при небольшой помощи. А к трём годам он уже вполне самостоятельно будет знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду.

    Со второго года жизни ребёнка можно приучать к активному участию в процессе одевания. При этом необходимо называть бельё, одежду и выполняемые ребёнком движения. Несмотря на то, что процесс одевания сложнее, чем процесс раздевания, ребёнок охотнее его выполняет, так как знает, что пойдёт гулять или будет играть. На втором году жизни ребёнок старается сам активно участвовать в процессе одевания, а ребёнок третьего года жизни обычно законно возражает: «Я сам!» Во время одевания нужно приучать ребёнка к аккуратности и устранять недостатки в туалете.

 

    При кормлении ребёнка второго, третьего года жизни нужно проявить большое внимание тому, чтобы сохранить у него хороший аппетит, приучить есть разнообразную пищу, научить есть самостоятельно, привить культурно-гигиенические навыки. Со вкусами ребёнка нужно считаться: чаще давать ему ту еду, которую он любит, но неправильно всегда предлагать ребёнку одни и те же виды пищи. Нередко родители дают ребёнку слишком большие порции. Ребёнок с удовлетворением съедает полагающееся ему количество пищи, но так как в тарелку было положено больше, чем надо, родители прибегают к таким вредным приёмам, как уговоры, рассказы. Насильно даваемые ребёнку ложки пищи могут полностью испортить ему аппетит. Кроме того, пища, принятая насильно, усваивается организмом хуже. Большое внимание следует уделять тому, чтобы научить ребёнка есть самостоятельно. Во время еды следует также приучать ребёнка выражать все свои просьбы и желания спокойным тоном, в вежливой форме, используя слово «пожалуйста».

   Важно своевременно приучить ребёнка проситься на горшок. Горшок должен находиться в определённом месте. Высаживать ребёнка на него нужно преимущественно в те моменты, когда есть все основания предполагать, что у него возникла соответствующая потребность. Обязательно следует высаживать ребёнка на горшок после сна, если он просыпается сухим. Каждому ребёнку, даже третьего года жизни, нужно предложить пойти на горшок перед сном и перед прогулкой. Научившись проситься к полутора годам, ребёнок полностью овладевает этим навыком лишь в возрасте около трёх лет.

      Мыть руки, умываться дети, как правило, любят. Для закрепления этих навыков надо как можно больше привлекать ребёнка к активному участию в этих гигиенических процессах. К концу третьего года жизни он уже сам может, лишь при небольшой помощи взрослого, вымыть руки с мылом, умыться и вытереться; знает своё полотенце, его место и возражает, когда ему предлагают вытереться не его полотенцем.

   К культурно-гигиеническим навыкам, которые надо воспитывать у ребёнка на втором, третьем году жизни, относится также умение пользоваться носовым платком. Ребёнок должен знать о том, что у него в кармане всегда лежит носовой платок (одноразовые платочки).

   К трём годам ребёнок усваивает, что нельзя в обуви забираться на диван, он не войдёт в квартиру, не вытерев предварительно ноги. Чтобы ребёнок приобрёл эти навыки, его надо систематически к этому приучать. Следует также в этом возрасте приучать ребёнка к порядку, чтобы он знал, что каждая вещь имеет своё определённое место и всегда должна там находиться.

   Общее развитие ребёнка, формирование положительных черт характера происходят преимущественно в то время, когда он участвует в жизни близких ему старших детей и взрослых, играет, наблюдает за окружающими.

   Для развития движений малыша, для того, чтобы он стал ловким, осваивал всё более сложные движения и умел быстро, чётко их делать, прежде всего надо не ограничивать его, не одергивать, не мешать выполнить задуманное, а иногда и помогать. Движения, особенно новые, доставляют ребёнку большое удовольствие. Он в большей мере совершенствует свои движения в процессе самостоятельной игры, когда ходит, бегает, взбирается на возвышения, спускается и пр. Содействуют развитию движений игрушки. Прекрасной игрушкой для развития общих движений и движений рук является мяч. Мяч хорошо и тем, что это одна из первых игрушек, которая объединяет в игре нескольких детей. Запрещать ребёнку следует только те движения, которые сопряжены с опасностью для него. Если же он просто упадёт или ушибётся обо что-либо, не следует проявлять даже признаков испуга. Ребёнка следует подбодрить: «Упал? Вставай скорее, почисти ручки».

    В результате предоставленной свободы и помощи со стороны взрослых ребёнок на втором, третьем году жизни совершенствуется в ходьбе. Движения его становятся координированными – идёт и несёт что-либо, толкает что-то перед собой или везёт. К трём годам жизни ребёнок уже бегает, умеет кататься на велосипеде, а зимой – на санках и бывает очень рад, если ему удаётся всё сделать без помощи взрослых. Хорошее развитие движений имеет большое значение не только для физического, но и для общего развития ребёнка: он становится смелее, увереннее в своих силах, способен преодолевать страх, проявлять сообразительность и настойчивость при достижении намеченной цели.

   Для того, чтобы ребёнок свободно двигался, нужна соответствующая одежда; она должна быть лёгкой, не стесняющей движений, из ткани, которая хорошо моется.

   Своевременное и правильное развитие речи ребёнка должно быть предметом постоянного внимания родителей. Прежде всего родители должны давать безукоризненные образцы речи как в отношении интонации и грамотности, так и чистоты речи. Повседневно общаясь с ребёнком, нужно развивать его речь, знакомить с окружающим миром, научить ребёнка чисто и правильно выговаривать слова. Развитие речи ребёнка происходит в двух направлениях: понимания им речи окружающих и развития его активной речи. Первое всегда опережает второе. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с расширением его знакомства с окружающим миром, со свойствами предметов, явлениями природы, с бытовой и с трудовой жизнью окружающих его людей. Ребёнок не только различает, но и называет цвета, величину и форму предметов.

   В результате развития речи усложняется и психическая деятельность ребёнка, расширяются его понятия, представления, например: «Сейчас весна, снега нет, листочки распускаются». Он сам уже делает умозаключения и сравнения, пытается установить причинную связь. По мере развития речи увеличивается и усложняется её роль в жизни ребёнка. Он широко использует речь во время игры, намечает, что будет делать, строить; вспоминает о том, что было; рассказывает, что будет. Вместе с тем продолжается и развитие понимания речи. Ребёнок выслушивает и понимает не только слова, обращённые к нему, но и то, о чём говорят между собой взрослые.

   На втором, третьем году жизни следует приучить ребёнка к выполнению определённых правил поведения: благодарить после еды, за полученную вещь; здороваться и прощаться; говорить «спокойной ночи»; переходить улицу, держась за руку. Уже в возрасте около трёх лет при правильном воспитании ребёнок критически всматривается в поступки окружающих и даёт им оценку. Надо воспитывать у ребёнка положительное отношение к другим детям, в частности ровесникам малыша: приучать делиться с другим ребёнком игрушками; не разрешать без спроса брать игрушки других детей; побуждать участвовать в весёлых совместных играх.

   Положительные взаимоотношения со взрослыми и детьми являются основой и хорошего эмоционального состояния ребёнка. Эмоции, или чувства, имеют очень большое значение в жизни детей. Положительные эмоции – удовольствие, радость, веселье – повышают активность ребёнка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно достичь того, чтобы радостное настроение у ребёнка было преобладающим. Очень ценным является чувство радости, удовольствия, возникающее у ребёнка при завершении им после долгих стараний определённого действия или движения (собрать все кольца пирамидки, залезть на диван, построить из кирпичиков домик). Неправильно поступают те родители, которые, жалея своего ребёнка, делают для него всё так, как он захочет. В результате можно «воспитать» ребёнка так, что он уже в возрасте трёх лет будет считать, что всё должно делаться только для него. В случае невыполнения его требования он плачет, приходит в отчаяние. 

 

    Не следует также сразу удовлетворять и все желания ребёнка в приобретении новых игрушек. У него должны быть необходимые игрушки, но это не значит, что он должен иметь все, что ему нравится.

    Очень важно научить ребёнка понимать поощрение, осуждение, выраженные в наиболее деликатной форме, и не доводить до того, чтобы он слушался только резких окриков. Многих родителей интересует вопрос: что нужно делать и как следует поступать, чтобы ребёнок слушался? Но при правильном воспитании с первых месяцев жизни этот вопрос отпадает.

   Если ребёнок выражает протест, то в одних случаях бывает достаточно твёрдо сказать ему, что этого делать нельзя, а в других – напомнить о каких-либо приятных моментах, связанных с предстоящим. Очень важно, чтобы у взрослых не было расхождений между словом и делом. На третьем году жизни, когда у ребёнка уже хорошо развито подражание, он может перенять у взрослых и детей отрицательные привычки: начать плеваться или ругаться. В этих случаях ему следует спокойно сказать, что так поступать нехорошо. Очень важно для правильного воспитания ребёнка, его хорошего развития и настроения запрещать ему только то, что действительно делать нельзя, но если уж запретили, то будьте тверды в своём решении. Недостаточная твёрдость родителей в этом отношении является основной причиной капризов детей. 

 

    Доступно ребёнку и эстетическое удовольствие, вызванное музыкой или цветами, красивой вещью, картиной. Развиваются у него и более сложные эмоции: сочувствие, жалость, нежность к другому лицу или животному, стремление в некоторых случаях утешить другого, приласкать, отдать свою игрушку или конфету.

   Для воспитания в ребёнке умения сосредоточенно и самостоятельно играть нужны разнообразные, соответствующие возрасту и развитию ребёнка игрушки. Игрушки всегда должны находиться в полном порядке. Вредно чрезмерное обилие игрушек: оно снижает к ним интерес. Поэтому те игрушки, которыми ребёнок меньше пользуется, нужно на некоторое время убрать.

 

Дата последнего обновления страницы 10.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения