Макарова Анна Александровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга 

Макарова Анна Александровна

 

 

воспитатель,
образование высшее профессиональное,
первая квалификационная категория
                                                                       

20.06.2016 г.

 

  Игры с детьми в дороге в автобусе, в машине, поезде или самолете 

 

  Лето — отличное время для путешествий вместе с детьми. И так хочется, чтобы было оно неутомительным и интересным с самого начала — как только сели в автомобиль, автобус, поезд. Но — дети начинают скучать, капризничать и подвывать: "Ну ско-о-оро мы приедем?!"
Предлагаем вам много простых и забавных игр — скучать будет некогда!
Наша подборка игр для детей в дорогу специально для вас!
Отличительная особенность этих игр в том, что для них не нужны никакие дополнительные аксессуары. Только вы и ребенок. Эти игры позволят вам провести время в дороге интересно и с пользой для развития кругозора ребенка. Кстати, многие из этих игр хорошо знакомы всем нам с детства. Просто, став взрослыми, мы о них немножко подзабыли.
 
 1. Игра «Я знаю пять…»

В классическом варианте в эту игру играю с мячом, но в дороге мяч можно вполне заменить хлопками. Я знаю пять овощей, Я знаю пять фруктов, Я знаю пять цветов, Я знаю пять музыкальных инструментов.. и т. д. В зависимости от выбранной темы игру можно приспособить для детей любого возраста и значительно пополнить словарный запас ребенка.
Для себя вы можете выбирать темы посложнее, а ребенку подсказывать темы попроще.

2. Игра  «Угадай цифру»
Загадываете любую цифру и говорите:

— Угадай, какое число я загадала?
— Три, — говорит ребёнок.
— Нет, — говорите вы, — больше, чем три.
— Десять...
— Меньше, чем десять.
И так далее — пока нужная цифра не будет названа.

3. Игра «Обобщения»
Эта игра отлично помогает развивать аналитическое мышление. Вы называете несколько слов, а задача ребенка подумать и сказать что эти слова объединяет. В зависимости от возраста ребенка может варьироваться количество предметов и сложность критерия обобщения.
Деревья, цветы, цвета, инструменты, фрукты и овощи, музыкальные инструменты, планеты, моря и океаны — все что придет вам в голову!

4. Игра «Антонимы»
Подойдет для деток постарше, хотя и малыши с ней неплохо справляются, если вы будете подбирать знакомые ребенку понятия. Горячо-холодно, день-ночь, сухо-мокро. В этой игре, пожалуй, важно и то, насколько много антонимов сможете подобрать вы сами!

5. Игра «Что каким бывает»
 Например, взрослый задает ребенку тему – «цветок», а ребенок, в свою очередь, подбирает прилагательные к нему – «красивый, благоухающий, живой…»  Можно характеризовать его по очереди. Эту игру можно несколько изменить, к примеру, задаются характеристики загаданного слова – «мягкий, большой, на нем сидят», а ребенок угадывает его – «диван…» и так далее.

 

6. Игра «Что поместится в коробку»
Учим ребенка мыслить широко и нестандартно.
Коробка абстрактный предмет, вы можете выбрать банку, сумку, чемодан или какую-то другую емкость, которую ваш ребенок может представить.
Суть игры — называть все предметы на выбранную букву, которые поместятся в вашу емкость.
Например, все предметы на букву А, которые поместятся в коробку: ананас — абрикос — анальгин — авоська — автобус — автомобиль — автограф — авторучка и т. д.

7. Игра «Лишнее слово»
Взрослый называет последовательность из нескольких слов, а задача ребенка выбрать какое из слов — лишнее. Детям постарше можно предложить самим определить признак, а малышам можно обозначить.
Например: это можно пить — компот — вода — сок — хлеб — кефир.
Или у нас в саду растут — яблони — груши — морковка — кролик — смородина

8. Игра «Я вижу что-то…»
Эта игра отличный вариант для дороги, способствует развитию внимательности и наблюдательности.
Я вижу что-то зеленое..
Я вижу что-то маленькое..
Я вижу кого-то, кто дает молоко..
Если ребенку не удается угадать предмет с первого раза, то в этом же стиле даются следующие подсказки, описывающие предмет.

 

 9. Игра «А вы поедете на бал?»
Все же играли в детстве? Ведущий задает вопросы, а игрок на них отвечает. Задача ведущего задавать такие вопросы, на которые возможен ответ черное-белое или да-нет, а задача игрока отвечать на вопросы и этих слов не называть.
Совсем маленьким будет, возможно, сложновато, а вот дети от 5 лет и старше отлично играют в эту игру.
Развиваем находчивость, внимательность, сообразительность.

10. Игра «да и нет»
Один из игроков загадывает слово, остальные по очереди начинают задавать наводящие вопросы. На вопросы ведущий отвечает только односложными да или нет. Первый, кто догадается, что за слово загадал ведущий занимает его место и загадывает свое слово.

11. Игра с номерами
Если вы едете на машине или идете по улице, то с ребенком любого возраста можно играть в номера.
Изучать цифры, выискивая машины с определенными цифрами в номерах;
Изучать алфавит, выбирая машины с определенными буквами алфавита;
Учиться сравнивать — находить машины с 2 повторяющимися или последовательными цифрами;
Учиться считать — складывать цифры в номере впереди едущей машины или искать машины с определенным значением суммы всех цифр.

12. Игра в слова
Подходит для деток постарше и тоже может стать отличным развлечением в дороге. Называть можно предметы на любую другую тематику.

13. Игра «Караван»
Тренируем память ребенка и заодно проверяем свою!
Первый игрок называет животное — второй игрок повторяет животное и называет свое — следующий игрок повторяет 2 животных и добавляет свое третье и так по очереди собираем караван, пока кто-то не ошибется.
Собирать такой караван-цепочку можно не только из животных, но и из различных предметов, а играть как вдвоем, так и целой компанией.

14. Игра «Съедобное — не съедобное»
Мячик в дороге кидать сложно, но можно предложить ребенку какие-то другие действия.
Например, на съедобный предмет погладить себя по животику «Ах, вкуснота..», а на не съедобный сделать движение, как будто отодвигает от себя тарелку.
Заранее, перед отъездом, подумайте чем вы будете занимать ребенка в дороге — этим вы сможете избежать недовольного хныканья скучающего малыша. Безусловно, не стоит всю дорогу только развлекать ребенка играми, оставьте ему немного времени на созерцание.
Если вы едете в машине, в поезде или летите на самолете вы так же можете использовать эти нехитрые игры, в которых ребенок занимается самостоятельно.

15. Игра «Фоторепортер»
Можно дать ребенку простенький фотоаппарат или телефон и предложить фотографировать то, что ему нравится, а из лучших получившихся фото составить потом собственный коллаж о впечатлениях.

 

16. Игра — «художник»
Можно предложить ребенку альбом, в котором он сможет нарисовать то, что видит или то, что запомнилось в дороге.
Все дорожные игры это не только развлечение ребенка, но и огромная польза, ведь они позволяют ребенку расширить свой кругозор, развить определенные навыки, закрепить имеющиеся знания.

 

Подготовьтесь к поездке заранее — продумайте, что зять с собой в поездку для ребенка, как и чем развлекать ребенка в дороге, и вы удивитесь, как быстро и весело пролетит время!

  Счастливого пути!

 

Веселая прищепка или как весело провести выходные

В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, крышки, пуговицы, «киндеры», пластмассовые бутылочки, прищепки… Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками. Прищепками играем — не только мелкую моторику развиваем. Мелкая моторика очень важна, но для ее развития вовсе необязательно покупать дорогие специальные игрушки. Если есть время и желание – вы получите море удовольствия, проявив свою фантазию и сделав самую лучшую для своего ребенка игрушку-развивалку своими руками, а в этом вам помогут обычные бельевые прищепки.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особенно важно развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

 

Многие мамы замечают, что их малышам очень интересны самые обычные бельевые прищепки. Стоит оставить эти „игрушки" в легкодоступном месте, как маленькие пальчики тут же берутся за работу: снять прищепку с веревки и прицепить обратно, прикрепить ее на свою одежду или скатерть. Отбирать или стимулировать — вот в чем вопрос!

Польза или баловство?

Почему малышам нравится играть с прищепками? Во-первых, они чаще всего разноцветные, а у детишек стойкий интерес к одинаковым предметам яркого цвета: так малыши учатся сортировать и обобщать. Во-вторых, прищепка— это механизм. Как он работает? Для крохи первых лет жизни это серьезная интеллектуальная задача. А разбираются дети методом эксперимента: как открыть прищепку, на какую ширину, чтобы в нее влез край полотенца, почему с ножки стола прищепка соскальзывает, можно ли ее прицепить  себе на одежду и т.д.

Малыш будет искать ответы на вопросы о работе механизма прищепки, а также тренировать мелкую моторику рук. Ведь для использования прищепки нужны сложные координационные навыки: сила нажима, способность удержать пальчики в правильном положении, помощь второй руки для захвата другого предмета прищепкой.

Прищепки могут быть еще и элементом эстетического развития: например, стать частью коллажа,  если их прикреплять к какой-то поделке, или превратиться в конструктор, если ребенок додумается скрепить их между собой.

Меры предосторожности

Идеальный вариант — специальные наборы игровых прищепок. Они не только яркие и красивые, но и безопасны для малышей: не разваливаются, не травмируют кожу, если кроха решит поэкспериментировать и защемит себе пальчик. Игровые прищепки легко и надежно соединяются в цепочку, что позволяет ребенку свободно творить и не расстраиваться, что задуманная поделка распадается на куски. В специальных набора помимо прищепок есть и картонные панно для первых творческих шагов: середина цветка, основа для солнышка и т.п. В набор входят идеи и более сложных фигур (жираф, собачка и т.п.). Если вы не можете купить специальные игровые прищепки, поэкспериментируйте с обычными. Но убедитесь, что они безопасны для малыша.

Каковы основные критерии „правильной" прищепки?

  1. Попробуйте раскрыть прищепку, нажимая на нее несимметрично. Больше половины развалятся на „две половинки плюс пружинка".

  2. Попробуйте раскрыть прищепку нажатием большого пальца и мизинца. Прицепите прищепку на кожу между большим и указательным пальцем. Если вам больно, то и малыш может пострадать.

Идеи для малышей

Удалось найти подходящие прищепки? Отлично, пора с ними поиграть!

  • Осваиваем механизм. Покажите малышу, что прищепка открывается и закрывается, и дайте ему поиграть самостоятельно. Пусть ребенок разберется с механизмом.

  • Цепляем. Дайте крохе кусочки разных тканей и покажите, как можно на них при-цепить прищепки.

  • Движение. Покажите малышу, как прищепки ведут себя на веревке и на ткани: в одном случае — скользят при отклонении веревки от горизонтали, в другом случае — не двигаются.

  • Абстрактный образ. Возьмите кружок из картона и вместе с малышом прицепите на него прищепки. Получился цветок!

  • Конструирование. Цепляя прищепки друг за друга, создайте простую геометрическую форму: круг, квадрат и т.п.

Поиграй со мною мама

Сделаем солнышко, ежика, цветочек, тучку с дождиком.

Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Материал: прищепки разного цвета, поднос, заготовка кружок, ежик, тучка.

   

Игра «Сказочный домик»

Возьмите обычную коробочку. На каждую сторону наклейте разную цветную бумагу.

Расскажите ребенку о том, что это не коробочка – а сказочный домик, где каждая комната окрашена в свой цвет. А прищепки – это наши человечки, которые живут в домике. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Помогите им найти свои комнаты.

Можно нарисовать цифры на каждой стороне коробочки, и попросить ребенка прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной вами цифре. А когда ребенок устанет играть, пусть побросает прищепки внутрь коробки-домика. Человечки пошли спать. Закройте его и потрясите. Послушайте, как гремят прищепки.

Игра «Состав числа»

Возьмите несколько листов плотного картона, фломастер и прищепки. На каждой картонной карточке напишите число от 0 до 10. Сначала покажите: ноль – это ни одной прищепки. Один – одна прищепка, два – две прищепки, три – три прищепки и т.д.

Когда с этим разобрались можно переходить и к изучению состава числа.

Три (3) – можно представить как 1 и 2, как 2 и 1, как 1, 1 и 1. И т.п.

Игра «Рыбалка»

Сделайте удочку – к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

Можно игру усложнить, прикрепив к прищепкам картинки. Например: шапка, машина, носок, шуба, мышь. Попросите ребенка «поймать» картинки, в    названиях которых спрятался автоматизируемый звук [ш]. Спросите, какая  картинка лишняя и почему и т.д.

Игра «Звуковые домики»

Возьмите три листа плотного картона (красный, синий, зеленый). Вырежьте из них домики. В Красном домике будут жить прищепки красного цвета, в Синем домике – прищепки синего цвета, а в Зеленом домике – прищепки зеленого цвета.

Предложите ребенку с помощью разноцветных прищепок изобразить звуковые схемы слогов, слов, комментируя свои действия, например: в слове кот три звука; первый звук [к] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой; второй звук [о] – гласный, я отмечу его красной прищепкой; третий звук [т] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой.

Повтори скороговорку «Пчела»

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги скороговорки:

Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,
Лы-лы-лы – жало у пчелы.

А что же дальше? Делайте заготовки из картона, которые можно дополнить при-щепками и получить зверюшку, сложный цветок и т.п. Используйте прищепки для дополнения коллажей из разных подручных материалов. В общем, включайте свою фантазию и творите вместе с крохой!

 

Желаю удачных занятий!

Дата последнего обновления страницы 10.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения