Кузовкина Светлана Николаевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга 

Кузовкина Светлана Николаевна

 

 


воспитатель группы компенсирующей направленности,
образование высшее профессиональное,
высшая квалификационная категория

 

Архив публикаций:

 

Проектная деятельность, как инновационная форма работы в ДОУ 

 

       
     
     
     
     
     
     

 

 

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Каждый жанр русского народного творчества – огромный запас положительной энергии, направленной на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора в дошкольном возрасте позволяет детям понять, как «было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определённых ситуациях.

Фольклор связующей нитью проходит через все виды детской деятельности: игровую, продуктивную, познавательную, трудовую, двигательную, музыкально-художественную.

Народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных компонентов предметной среды. Простые и красивые, часто высокохудожественные изделия народных умельцев вызывают у детей огромный интерес. Предметы старины, игрушки, костюмы с вышивками развивают творческие способности детей, воспитывают патриотическое чувство, позволяют понять уникальность родной культуры.

Ребёнок великий подражатель, увлечённый исследователь, открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано для разнообразных видов деятельности. Поэтому, развивающее пространство группы, с учётом фольклорных составляющих, должно быть разнообразным, постоянно меняющимся. В этой среде - ребёнок является активным субъектом деятельности.

Говоря о фольклоре, хотелось бы отметить важность его использования в раннем возрасте. Правильно подобранные потешки, пестушки, помогают погасить в малыше, который только пришел в садик, отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё не знакомому воспитателю, отвлечься, успокоиться. Малые фольклорные формы напевны, занимательны, ритмичны, персонажи – трудолюбивы, ласковы, заботливы, вызывают у детей желание запомнить, повторить, что способствует развитию разговорной речи детей. 

 

 

Уникальность культуры состоит в том, что народное творчество ведёт ребёнка от простейших игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок. Выразительные рассказывания, беседы о героях сказки, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это развивает эмоциональную восприимчивость детей. Говоря о пословицах, поговорках, чистоговорках хочется отметить важность их использования во всех направлениях коррекционной работы. Малые фольклорные формы формируют правильное чёткое произношение, разрабатывают мышцы речевого аппарата, делают речь ярче и образнее.

К устному фольклору можно отнести былинный эпос, который, к сожалению, никогда не являлся объектом глубокого внимания педагогов-дошкольников. А ведь именно былины являются тем элементом устного творчества, по которому можно судить о значении ф. в жизни народа. В былинном эпосе достоверно описываются черты старинного быта (строения, роспись, украшения, орудия труда). Русский эпос – это десятки богатырей. Именно они показывали, как вести себя в мирное время и в годы войны. Они являются героями не только для прошлого поколения, но и для нынешних потомков.

В последнее время часто говорится о толерантном мире, мире без насилия и жестокости. Толерантность нужно воспитывать уже в дошкольном возрасте, путём развития хороших привычек, культуры, искусства жить в мире непохожих людей. Основой для формирования толерантного сознания является музыкально-театральный фольклор. В нём отражаются чувства, эмоции, ценности, духовность народа. Постигая музыку, движения разных этнических традиций сквозь призму собственной культуры ребёнок учится понимать другой мир, принимать другого ребёнка таким, какой он есть, сопереживать ему. Музыкальный фольклор можно назвать аркой, которая устанавливает связь между разными культурами, где единым являются духовные ценности жизни, а также способы общения, интонация, движения.

 

Когда-то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели родителей, общались с ними, в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Современная ситуация требует от девочек не только традиционно женских качеств (мягкость, женственность), но и решимости, инициативности. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, действительность требует от них терпимости, отзывчивости. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом гендерных особенностей может оказать народный фольклор. Даже в колыбельных обращаются не просто к ребёнку, а к мальчику или девочке. Внешние особенности мальчика и девочки (одежда, причёска) чётко представлены в фольклоре.   От мальчиков и девочек требуется уважение и забота к старым и малым, вежливость, честность.

Данная работа, работа с фольклорным материалом должна осуществляться в тесной взаимосвязи с педагогами и специалистами дошкольного учреждения, а также с семьями воспитанников. Целенаправленное и систематичное использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического развития ребёнка, определяющего успешность его общего развития в дошкольном детстве.

Дата последнего обновления страницы 10.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения