Шубина Марина Игоревна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга 

Шубина Марина Игоревна

 

инструктор по физической культуре (бассейн),
образование высшее профессиональное,
высшая квалификационная категория,
нагрудный знак
«Почетный работник общего образования РФ»

                     

Архив публикаций:

 

 

 

 

 

 

  

 

Плавание – это маленькая жизнь и даже больше.

Плавайте на здоровье!

 

 

   

  Плавание – это здоровье!

 Плавание как возможность передвижения в воде человек использует с давних времен. Благотворное воздействие плавания на организм человека было замечено и стало использоваться в оздоровительных целях, так как плавание является одним из богатейших источников здоровья детей. Чем раньше приучить ребенка к воде и научить его плавать, тем полнее будет положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. Наблюдения в работе с детьми по обучению плаванию показали, что почти 30% детей не могут быстро учиться плавать из-за страха перед водой. Поэтому в бассейне они не выполняют задания инструктора по физической культуре. Происходит разрыв в обучении между детьми, которые усваивают программу обучения и теми, кто боится воды. Эти дети отказываются посещать бассейн под различными предлогами («Мама не разрешает», «Не хочу сегодня заниматься», «Плохо себя чувствую» и т. д.).

Поэтому мои рекомендации адресованы, прежде всего, родителям, которые хотят, чтобы их дети умели плавать.

В игровой форме в ванне родители могут применять следующие упражнения:

  •   Для того чтобы подготовить ребенка к погружению с головой, сначала надо предложить ему зачерпнуть ладонями воду и полить лицо, показать, как «Смывают с лица мыльную пену».

  •   Затем показать ребенку, как поливать свою голову водой и брызгать самого себя в лицо («Дождик»).

  •  После этого ребенок погружается до уровня подбородка, далее в воду опускается часть головы, сначала до уровня носа, затем – глаз («Нос утонул»), затем в воду погружается все лицо.

  •  Тем, кто боится проделать это упражнение, можно его облегчить. Для этого надо, чтобы ребенок опустил сложенные ладони в воду, поднес лицо и опустил его в свои ладони с зачерпнутой водой. Присев, расположить губы на уровне поверхности воды, дуть на воду, образуя волны. Далее задание - достать предмет со дна ванны в очках для плавания и без них.

  •  Если ребенок научился задерживать дыхание и погружаться в воду, то можно давать игру «Водолаз». Разбросать на дне ванны разноцветные игрушки, пусть ребенок посмотрит, как они выглядят под водой, затем попросить его выбрать и достать самую любимую и т. д.

 Зачем нужно опускать голову в воду во время плавания?

По статистике, слишком поднятая голова над водой, самая распространенная ошибка у людей начинающих плавать.

Во-первых, опущенная голова в воду снижает нагрузку на шейный и грудной отделы позвоночника, что хорошо для людей ведущих сидячий образ жизни.

Во-вторых, расслабляются мышцы спины и шеи, предотвращая травмы и растяжения.

В-третьих, когда Вы лежите вытянувшись в воде, Ваше тело напоминает прямую линию, это положение помогает легче и увереннее держаться на воде.

И, в-четвертых, опущенная в воду голова помогает быстрее расслабиться и добиться лучшего чувства скольжения.

 

Играем с водой и познаем

В ванной можно не только играть. Это отличное место для всевозможных экспериментов. Чтобы прожить яркую, богатую интересную событиями жизнь, человек должен уметь задавать вопросы и находить необычное применение вещам, с которыми встречается каждый день. Играя, малыш познает мир.

                                                                                                Плюх – плюх!

Малышам порой совсем немного надо. Посадите ребенка в ванну или в тазик так, чтобы вода доходила ему до пояса или немного выше. Скажите: «Ах, как наша Вероничка купается! Как хорошо нашей девочке! Водичка хорошая, ласковая. Как наша Вероничка умеет ладошками «плюх – плюх» делать?» И покажите сами, как можно бить ладонями по воде, вызывая брызги.

Можно взять игрушки и попросить их поиграть вместе с малышом. Устройте соревнование: у кого брызги взлетают выше? И веселый смех крошки вам обеспечен.

                                                                                                                                              

                                                                                                       Бурное море

Что требуется: игрушечная посуда, пластмассовые стаканчики, трубочки для коктейля.
Если вы сможете объяснить ребенку, что воду из ванны нельзя пить, возьмите трубочки для коктейля, опустите их в наполненные водой стаканчики и устройте в них «бурное море». Экспериментируйте: берите ёмкости побольше и поменьше, дуйте на поверхность воды, пробуйте устроить «бурю» прямо в ванне.

                                                                                                 Волшебные льдинки

Что требуется: ёмкость для льда или пластиковые контейнеры и стаканчики, маленькие игрушки.
* Выберите самые маленькие игрушки. Положите их в ёмкость для льда, залейте водой и поставьте на несколько часов в морозильную камеру.
Возьмите с собой в ванную замороженные игрушки. Для того чтобы достать льдинки, достаточно полить горячей водой дно ёмкости, а затем стукнуть по нему – льдинка выскользнет сама. Убедитесь, что ребёнок не замёрз, что ему интересно с ними играть, наблюдая, как тает лёд и освобождаются игрушки.  

                                                                                                    Фонтаны из бутылки

Что требуется: несколько пластиковых бутылок (0,3 – 1л) с пробками, одна или несколько вязальных спиц разной толщины. Можно добавить игрушки, прилипающие к кафелю.

*Возьмите пробки от бутылок. Нагрейте спицы на огне и сделайте в пробках отверстия. В первой пробке – одно отверстие, во второй – два и так далее. Если есть несколько спиц разной толщины, сделайте две-три пробки с одинаковым количеством отверстий, но разными спицами. Заметьте, бутылки не должны быть большими, чтобы малышу было легко их поднимать.

Наполните бутылки водой, закройте пробками и отдайте малышу. Покажите, как льётся вода из отверстий, если нажать на бутылку. Скажите человечку, что это маленькие фонтанчики. Попросите его найти самый красивый фонтан, фонтан с самой высокой струёй.

Можно прикрепить на кафель несколько специальных игрушек или кусочков мягких пазлов и попробовать достать или сбить их струями из разных бутылок.

                                                                                                             Поймай мыло!

Что требуется: мыло.
Возьмите кусочек мыло и опустите его в воду. Хорошо, если мыло не очень большое, слегка смыленное: взять его в руки ребёнку будет немного легче. Скажите малышу: «Машенька, где же мыло? Сможешь его достать?» Это не такая простая задача, как кажется. Мыло в воде становится скользким. Чем сильнее стараешься сжать руками, тем быстрее оно выскальзывает.
Можно устроить весёлое соревнование: кто быстрее найдет и поймает   «сбежавшее» мыло.

                                                                                                              Купайтесь весело!

 

  Что мы берём с собой в ванну, кроме мыла, мочалки и шампуня? Конечно, игрушки! Плавать вместе с резиновыми утятами и лягушками веселее, чем в одиночестве. А ещё можно взять любимую куклу – может, она тоже любит купаться? Да и вымыть её непременно надо.

  Сейчас очень много разнообразных игрушек для купания: наборы для рыбалки, различные рыбы и другие жители моря. В магазинах даже можно найти книжки-непромокашки! С ними легко можно превратить купание в весёлую игру.

   Перед первым купанием следует помыть игрушки в тёплой воде с мылом, а затем сполоснуть их чистой водой. Не берите в ванну слишком мелкие предметы, которые малыш может проглотить. После каждого купания обязательно сушите игрушки. Особенно это касается резиновых игрушек с пищалкой – в отверстие попадает вода, и, если их оставить в ванной комнате мокрыми, внутри игрушки поселятся совершенно ненужные малышу микроорганизмы.

Забавы с мячиком

  Что требуется: один или несколько резиновых мячей разного размера.
  Что можно делать в ванне с резиновым мячом? Возьмите самый маленький мячик, погрузите его в воду до самого дна и резко отпустите вверх. Мяч выскочит, как ракета. Попросите малыша повторить ваши действия: «Смотри, Тимоша, как высоко мячик прыгнул! Ух ты, здорово! Правда? А теперь посмотрим, как у Тимоши мячик будет прыгать». Если есть два одинаковых мячика, устройте соревнование: чей мячик прыгнет выше.

   На мяч можно подуть изо всей силы, и тогда он, как кораблик, поплывет вперед. Или можно грести воду ладошкой, стараясь отправить мяч в нужном направлении. А если мячик бросить в стену, он будет отскакивать обратно в воду. Играйте и радуйтесь вместе!

 Ух ты, держится!

  Что требуется: игрушки для ванны, которые держатся на кафеле или стене ванной (резиновые или из полимерных материалов: мягкие пазлы для малышей, мягкая азбука, детали некоторых шнуровок).

  Положите игрушки в воду. Возьмите одну из них, скажите малышу: «Олечка, смотри, как буква «А» сейчас прыгнет: прыг – и на стену! Смотри – держится! Сама висит на стеночке. Давай теперь попробуем рядом буковку «Л» прикрепить. Как ты думаешь, у нас получится? Где здесь буковка «Л»? Давай найдем её».

  Из букв можно складывать имя ребёнка, слова «мама» и «папа», имена друзей и домашних питомцев, названия любимых лакомств. Складывать мягкие пазлы на стене ванной комнаты намного интереснее, чем на полу. А плоские фигурки из полимерных материалов могут устроить соревнования: кто выше подпрыгнет или кто дольше продержится на стене.

  

Ура, дельфины!

 Что требуется: резиновые или пластиковые фигурки водных животных, маленький мячик.

Пусть тюлень поиграет в воде с мячиком, а маленькая рыбка попросит малыша спрятать её в ладошках от зубастой акулы. Придумайте сюжеты, включайте в игру разных рыб и животных, и ваше купание будет весёлым и познавательным.

 Возьмите в руки фигурку дельфина, скажите малышу: «Коленька, ты знаешь, кто это? Правильно, это дельфин. Дельфины большие умницы – они любят играть, умеют танцевать, а ещё они в море могут спасать людей. Правда, здорово было бы поплавать с настоящим дельфином? Наш дельфинчик ещё маленький, он не может тебя катать, он поиграет с тобой. Смотри, как он умеет нырять и плавать! Ух – нырнул! Что же дельфин принёс нашему мальчику? Рыбку принёс дельфин!»

 

  Кубики и книжки – непромокашки

  Что требуется: специальные кубики для ванны или книжки – непромокашки.
  Как здорово, сидя в ванне, рассматривать книжку! Нет, бумажная, к сожалению, не годится – придется поискать в магазинах непромокающую.
  Малышам нравится мягкие книжки – раскладушки с яркими картинками. Их можно рассматривать вместе, объясняя друг другу, что нарисовано на странице: «Смотри, Анечка, это яблоко. А что здесь нарисовано? Ну-ка, скажи маме». А когда надоест, книжку можно вымыть или покатать на ней маленькую игрушку.

  Точно так же и с кубиками. Их можно рассматривать или играть с ними, как с мячиком. Если кубиков несколько, поищите вместе картинки: «Феденька, давай поищем, на каком кубике грузовик нарисован? Ну-ка, кто из нас быстрее найдёт?»

 

Купаем куклу

  Что требуется: одна или несколько кукол, пелёнка или маленькое полотенце.
  Эта игра особенно нравится девочкам.
  Если ребёнок маленький, посадите его в ванну или в таз с водой (вода может доходить до подмышек, но не выше). Возьмите в руки куколку и объясните малышке: «Наша Настенька любит купаться, и куколка любит купаться. Ну-ка, как Настенька делает ручками «плюх – плюх»! Как наша Настенька умывает личико? Ах, как хорошо, какое чистое личико стало! Ну-ка, куколка, тоже умой своё личико!»
  К
уколка может прыгать и плавать в ванне, сидеть и играть другими игрушками, повторять действия маленькой хозяйки или подавать ей пример. Куколку можно вымыть с мылом.
  К
огда куколка наплавается, заверните её в пелёнку или полотенце так же, как вы это делаете с малышкой. Пусть завёрнутая куколка подождет, пока хозяйка выйдет из ванны, а потом они вместе будут одеваться и рассказывать друг другу, как весело и интересно было в ванночке.

  Когда девочка порастёт, она будет играть с куклой в ванне самостоятельно.  

 

 

Ах, какой смешной утёнок заводной!

  Что требуется: одна или несколько заводных игрушек.
  Заводные плавающие игрушки могут надолго занять ребёнка в ванне. Малыши в восторге от гребущих лапками.
 
 Крокодилов и тюленей. Посадите малыша в ванну, заведите игрушку и скажите малышу: «Смотри, Яша, как тюлень плывёт! Вот как быстро он гребёт лапками! Ну-ка, как наш Яша поплывёт, когда вырастет?» Заведите и опустите в воду несколько игрушек сразу, пусть малыш их ловит.

  Детям постарше нравится самостоятельно заводить игрушки и устраивать между ними соревнования. Вы можете выступать в роли комментатора: «Корабль вырвался вперед, сейчас он доплывёт до конца ванны. Его догоняет тюлень. А крокодил сбился с курса и плывёт по кругу. Кто поможет крокодилу? Где наша большая рука-помощница?»

 

 Морское дно

  Что требуется: камушки, ракушки, синие и зелёные лоскутки или нитки мулине, пластмассовый корабль, монеты, можно добавить фигурки морских обитателей, небольшие резиновые или пластмассовые игрушки, кусок пенопласта или дерева.
  
Положите на дно ванны камушки, ракушки (убедитесь, что их края не острые), синие и зелёные лоскутки или нитки мулине (это будут водоросли). Наполните пластмассовый корабль монетами и погрузите его на дно. Можно добавить морских животных из предыдущей игры. Налейте для первого раза в ванну воды столько, чтобы малыш, сидя, мог спокойно достать все сокровища. Для большого ребёнка количество воды можно постепенно увеличивать, чтобы игрушки было доставать труднее.
  
С дельфинами в тёплом море мы поиграли. Почему бы теперь не опуститься на дно морское? Там много чудес!
  
Скажите: «Лерочка, мы сегодня снова будем купаться в тёплом море. И увидим, какие сокровища есть на морском дне. Пойдем, посмотрим?» Посадите малыша в ванну. Человечек может самостоятельно разобраться со всем, что там есть. Или возьмите небольшую игрушку или куклу – пусть она будет водолазом. Пусть водолаз и малыш по очереди достают со дна морские сокровища: «Ну-ка, что нам достал утёнок? Морскую звезду достал! Ой, какой утёнок молодец! А что теперь Лерочка достанет?»

  С ребёнком постарше можно разыграть целое представление с путешествием по морю и поиском сокровищ. Море  может получить название – например Средиземное. Тогда плавающий в ванне кусок пенопласта, к которому пристанут путешественники, чтобы пополнить запасы воды и еды, превратится в остров Крит. Так понемногу малыш будет изучать географию. 

Рыбалка                                     

  Что требуется: удочка с магнитом вместо крючка, рыбки с железными детальками, детское ведёрко.

  Набор «рыбалка» тоже поможет малышу провести весело время в ванне. Только убедитесь сначала сами, что рыбку на крючок поймать не очень сложно.

  Скажите ребёнку: «Сегодня мы с тобой будем ловить рыбу!» Покажите ему, как пользоваться удочкой. Поддерживайте его: «Давай заговорим рыбу: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» Вот-вот, смотри, уже подействовало: рыбка за крючок зацепилась! Тяни её! Ура! Первая рыбка! Молодец!».

  Пойманную рыбу складывайте в ведёрко.

  Можно купить сразу два набора или поискать набор с двумя удочками. Тогда можно устроить весёлое соревнование: кто поймает больше.

 

 

Маленький повар

  Что требуется: игрушечная посудка, пластмассовые стаканчики, тарелки, чайнички, лейки, настоящие кастрюля и поварёшка, куклы и другие игрушки.

  Дайте малышу две – три ёмкости, например, стаканчик, чайник и кастрюльку. Остальные предметы положите рядом, чтобы они не мешали, но в случае необходимости малыш смог бы до них дотянуться.

  Обычно в этой ситуации взрослому не приходится вступать в игру – малыш сам себя надолго может занять переливанием воды. Но если есть желание, можно поиграть вместе. Например, посадить на край ванны кукол или резиновые игрушки и напоить их «чаем».

  Можно дать малышу настоящие кастрюлю и поварёшку. Поставьте кастрюльку на табуретку рядом с ванной и предложите ребёнку «сварить суп» для игрушек. Вытереть в ванной пол – минутное дело. Зато человечку эти игры с водой доставят много радости.

 И снова рыбалка

  Что требуется: резиновые рыбки или другие игрушки, сачок или поварёшка, детское ведёрко или кастрюля.

  Если нет набора, о котором речь шла в предыдущей игре, или у ребёнка не получается поймать рыбу с помощью удочки, можно попробовать другой вариант рыбалки.

  Положите в ванну резиновые игрушки. Вручите малышу сачок или если его нет, поварёшку. Пусть ребёнок попробует «наловить рыбы на ужин» с помощью этих приспособлений. Не забывайте хвалить его за каждую пойманную рыбку!

           Купайтесь и не болейте!

 

ОСЕНЬ БЕЗ НАСМОРКА

Хотите, чтобы ваш ребенок меньше болел? Начните летом закаливать его, и тогда осенние простуды ему будут не страшны!

  

Водная терапия

«Не бегай по мокрой траве», «Не купайся в холодном пруду» - постоянно твердите вы ребенку. И совершенно напрасно! Игры в холодной воде в теплые летние дни приучат организм реагировать на изменение температуры. Эта способность пригодится, когда наступят холода и ребенок будет постоянно то перегреваться, то мерзнуть. Массаж струей холодной воды улучшит кровообращение, благодаря чему клетки получат дополнительную энергию. А еще игры в воде усиливают аппетит, что особенно важно для малоежек. Поэтому, если малышу не холодно, игры в воде могут продолжаться хоть целый день.

Движение на воздухе   

Избитую  фразу «Не бегай, а то вспотеешь!» лучше замените на: «Побегай, чтобы хорошенько вспотеть!» Ведь вместе с потом из организма выходят токсины, которые осложняют работу иммунной системы ребенка. При физической нагрузке дыхание учащается и становится более глубоким, благодаря чему очищаются дыхательные пути, а легкие развиваются правильно. Выбирайте подвижные игры, во время которых надо бегать и прыгать. Хорошо, если малыш, играя, будет громко кричать – это тренирует дыхание.

Хорошей укрепляющей терапией станет смена климата. Две – три недели на море или в горах закалят ребенка на много месяцев. 

    

  

Солнечные ванны

«Ты слишком долго играешь на солнце»,- предупреждаете вы ребенка и уводите его домой. А зря! Ведь солнечные лучи способствуют производству в организме витамина Д3, необходимого для усваивания фосфора и кальция, которые отвечают за здоровье зубов и костей. Фосфор также способствует работе почек. Но главное – солнечные лучи улучшают настроение и добавляют ребенку жизненной энергии.

В полутени под деревьями или при частичной облачности ребенок может находиться на воздухе целый день. При сильной жаре – максимум полчаса. Не забывайте о косметических средствах с UV-фильтрами, их нужно наносить на кожу ребенка каждые два часа. И о головных уборах, чтобы избежать солнечного удара.

Мороженное? Хоть каждый день!

«Никакого мороженного, ты же простудишься!» - ворчите вы всякий раз, когда малыш тянет вас за руку к киоску. Однако опасности в этом нет. Слизистая оболочка горла и правда чувствительна к перемене температуры и восприимчива к проникновению микроорганизмов. Но холодные десерты, если есть их медленно, приучают горло к этим изменениям, закаляют его, как холодная вода закаливает тело. Кроме того, мороженное – это молочный продукт, а молоко, как известно, - основа детского рациона. В молочных продуктах содержатся легко усваиваемые белок и кальций – главные строительные материалы клеток иммунной системы.

Замороженные соки (на палочках или в стаканчиках) так же полезны для малыша, как и сливочное мороженное. Яблочные соки обладают противовирусным действием, морковные – антибактериальным. Ягодное мороженное из смеси смородины, малины и пр. богато витамином С и различными полезными микроэлементами.

    

Дата последнего обновления страницы 10.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения